А вы умеете отвечать на вопросы детей?

Ребенок растет, и одна из форм знакомства с окружающим миром для него – вопросы. Возраст от двух лет до пяти так и называют «возрастом почемучек». Таким образом, посредством вопросов, малыш пополняет свои знания, удовлетворяет свою любознательность, так он приобретает и систематизирует свой первый жизненный опыт.

У ребенка вопросНо не каждый взрослый умеет хорошо и правильно ответить на вопросы ребенка. И еще психологи заметили, что ребенок не будет задавать их человеку, которого не знает. Он обратится лишь к человеку, которого хорошо знает и которому доверяет, который ответит на его вопросы серьезно и интересно, который не отмахнется от него, как от назойливой мухи или отошлет его к маме (папе, бабушке, дедушке), он обратится к человеку, который будет говорить с ним на равных, который не посмеется над ним или над его незнанием. Отсюда можно сделать первый вывод: к детским вопросам надо относиться бережно, с уважением, серьезно.

Постарайтесь понять, почему ребенок задает тот или иной вопрос, ведь зачастую вопрос – это провокация или вызов на общение, вызов обратить внимание на ребенка и на его эмоциональное состояние, а может быть, и на его проблему. И взрослый просто обязан этот вызов уловить и адекватно на него ответить.

Его ответ должен быть кратким и определенным и одновременно не должен гасить любознательность малыша, а развивал бы его фантазию, вел бы к собственным размышлениям и сомнениям. Поэтому не давайте исчерпывающего ответа на вопросы, оставляйте дверь приоткрытой для домысливания, для следующего вопроса, обращайтесь к пусть и небольшому жизненному опыту вашего человечка.

Если в вашем ответе ребенку не все ясно, то могут последовать следующие вопросы. А вы сами, отвечая на вопросы, по ходу задавайте ребенку очередные вопросы типа: «А как ты думаешь?», вовлекая ребенка в совместные поиски ответа на вопросы, к размышлениям и анализу.

Никогда не давайте понять ребенку, что ваш ответ исчерпывающий и неоспоримый, не торопитесь выдать ему всю информацию разом. Наведите его на мысль, что есть много источников информации, что можно вместе поискать ответ на вопрос, что есть и другие члены семьи, которые могут быть более компетентными в том или ином вопросе, что можно посоветоваться и со сверстниками, которые могут уже знать ответ на этот вопрос, что книги могут дать ответ на любой вопрос, что можно самим найти ответ на вопрос, понаблюдав или применив практические действия.

Более сложно отвечать на вопросы детей, касающиеся исторических событий и происхождения людей, так как не все взрослые знают о том, как формируются пространственные и временные представления у дошколят. В таком случае педагоги советуют ограничиться сообщением об отдельных исторических событиях, не касаясь их хронологии.

И не стремитесь рассказать ребенку обо всем, не делайте из него ходячей энциклопедии, которая где-то что-то услышала и запомнила понемножку обо всем, но почти ничего не поняла из услышанного. Этим вы рискуете пресечь его любознательность, остроту и новизну полученной информации.

Людмила Выртосу

© marselina.ru (условия копирования материалов)