Развитие речи ребенка на первом году жизни

Когда надо начинать учить ребенка говорить? Да с самого рождения! Конечно, даже при самых грамотных и настойчивых занятиях он не начнет повторять за вами слова уже после первой недели занятий. И пройдет не один месяц и даже не один год, пока ребенок расскажет вам что-то связно – так запланировала природа, а с ней сильно не поборешься. Но помочь природе, заниматься с чадом и развивать речевые навыки надо с первых дней жизни – при правильных, регулярных игровых занятиях способствующих развитию речевого аппарата, ваш карапуз заговорит быстрее своих сверстников. А это повод для безграничной радости молодых и не очень молодых родителей.

Развитие речи ребенка на первом году жизниВ первые месяцы ребенок только знакомится с миром, делает ротиком первые и не только сосательные движения. Поэтому очень важно как можно больше говорить с ним – ребенок смотрит на движения ваших губ, языка, на улыбку, и они отпечатываются в его памяти как артикуляционная моторика, которая впоследствии вызовет ответный лепет. Занимайтесь своими обычными, повседневными занятиями и говорите. Говорите с ним при кормлении, при смене подгузника, при бодрствовании – всегда. Малыш радуется и озабочен вместе с вами – на этом этапе жизни эмоциональное общение превалирует. Наблюдая за вашей артикуляцией при разговоре, он знакомится и запоминает артикуляционную, ротовую гимнастику. Не зря психологи рекомендуют много разговаривать с малышом – даже когда тот ничего не понимает – так закладывается база последующей речи.

А когда ребенок залепетал, то можно целенаправленно повторять для него целые слоги, так закладываются в его памяти словоформы. Начните с тех, которые он сам пытается издавать, постепенно вводите новые: «га-га», «па-па», «ма-ма», «ла-ла», «да-да» и другие. Тут с успехом используются общеизвестные, пусть даже очень избитые игры в «ладушки», «идет коза рогатая», «сорока-ворона». Эти игры своеобразное 2 в 1 – развитие речи и упражнение для развития моторики. Плюс хорошее настроение и эмоциональный заряд для карапуза. Хорошее настроение, улыбка очень важны в этом возрасте.

После 6-7 месяца жизни малыш начинает узнавать и даже подражать услышанному. Пойте ему, рассказывайте сказки, особенно перед сном – на сон грядущий хорошо запоминается все. Начинайте целенаправленно показывать ему предметы и называть их. Возьмите себе за правило хотя бы раз в день пройтись с малышом по дому, комментируя и называя предметы, называя некоторые действия. Очень важно в это время не коверкать слова на детский манер, не сюсюкать, а четко и ясно произносить их. Называйте игрушки, с которыми кроха играет, называйте предметы обихода, называйте предметы, которые вы видите на прогулке, называйте части тела у него и у родителей. Все это не пройдет бесследно для вашего малыша. И он сам будет показывать на предмет, когда кто-то будет называть его.

И не забывайте, что развитая речь – это залог успеха в последующем освоении серьезных наук - и не только гуманитарных.

Людмила Выртосу

© marselina.ru (условия копирования материалов)


Комментариев: 3

  1. Flashstar2016 пишет:

    Мне тоже кажется, что с ребенком надо разговаривать даже тогда, когда он еще в животике. Он же уже и там все слышит. Мы слушали Моцарта, это успокаивает и расслабляет. Постоянно разговаривать не сюсюкаясь - это важно! Чтобы потом ребенка не переучивать говорить правильно. Артикуляция соответственно тоже должна быть верная, тогда не потребуется логопед.

  2. Ольга пишет:

    Моей дочке 1 год и 4 мес. согласна со Светланой. Моя тоже пытается повторять все телодвижения за своим двоюродным братом. Например, прыгать мы начали учиться от него))) правда, от пола отрывается лишь одна ножка, но попытки есть:)

  3. svetlanchik пишет:

    У меня младшему сыну 11ть месяцев. Сравнивая со старшим, мону сказать, что в развитии он немного опережает темпы развитя старшего в его возрасте. И сел раньше и пошел раньше и лепетать стал раньше. Мне кажется это связано с тем, что есть пример старшего. Когда он только научился вставать, прям видно было как ему хочется пойти за братом. Сейчас пытается повторять за ним слова. Но а вообще все дети индивидуально, как и их развитие.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>