Два года, а ребенок еще не говорит…

Наверное, родители не раз слышали из уст психологов, врачей и других специалистов, что каждый ребенок индивидуален и у каждого свой, индивидуальный темп развития и взросления. Кто-то начитает ползать/ходить очень рано, другие попозже, кто-то говорит чуть ли не в год, а другие и в два года не произносят ни одно слово. Родители вообще очень любят сравнивать свое чадо с другими детьми, любят, когда их ребенок более развит, чем другие. А вот в противном случае, когда сравнение не в пользу своего ребенка стоит ли озаботиться?

Ребенок

Прежде чем паниковать и бить во всю в колокола стоит выяснить, почему ребенок в два года еще не говорит (либо у него родители подозревают какое-либо другое отставание, либо произносит слова не целиком, либо выговаривает слова не достаточно четко, либо не умеет повторять слова за взрослым)…

В первую очередь, отложив в сторону эмоции и переживания, надо удостовериться, что ваше чадо хорошо слышит, что слух у него в норме. Затем стоит удостовериться, что нет никаких аномалий в развитии речевого аппарата. В случае обнаружения каких-либо аномалий необходимо срочно обратиться к специалистам для ликвидации их.

В случае, когда все вышеназванные проблемы исключены, родители также обращают внимание на то, что словарный запас ребенка мал для его возраста. А вот тут уже стоит поработать членам семьи – больше говорить с ребенком, больше читать ему, разучивать стихи, потешки, разыгрывать диалоги, называть предметы вслед за взрослым, иммитировать звуки, которые издают животные и птицы. Очень эффективно пение – ребенок вместе с взрослым слушает и поет (любые песни!), можно пропевать слоги, звуки (по методике Зайцева). В свое время я активно занималась развитием речи внучки именно посредством пения (все члены нашей семьи любят петь) – мы пели все, что слышали. И представьте себе картину: бабушка вывешивает во дворе белье, а четырехлетняя внучка, с утра пораньше выходит на балкон и во все горло поет: «О боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына…»

Вообще, развитие речи малыша напрямую зависит от особенностей семьи и ее членов, в особенности мамы. Одновременно с нашей внучкой росла и развивалась дочь у наших соседей. Эта семья, в отличие от нашей – шумной, разговорчивой, балагуристой, поющей – была довольно скромна в коммуникации. Особенной неразговорчивостью отличалась мама. И не удивительно, что соседская девочка позднее заговорила, да и скупа была она на разговор, как и мама, да и развивалась медленнее…

Я, как педагог, всегда говорила родителям, что с ребенком надо много заниматься – помимо того, что он учит в саду, в школе, в кружках. Уделять время и заниматься ненавязчиво, в игровой форме, акцент ставится на том, что вызывает интерес ребенка. И ни в коем случае не подменять живое общение мультиками, приставками, электронными играми. Тогда и речь ребенка будет развиваться нормально, и в других аспектах ребенок будет нормально развит.

И если все же исключено все то, о чем говорилось выше, но ребенок все же отстает в развитии речи, то не лишне будет показать его логопеду, врачу, психологу и другим специалистам.

Автор: Людмила Выртосу

© marselina.ru (условия копирования материалов)