Два года, а ребенок еще не говорит…

Наверное, родители не раз слышали из уст психологов, врачей и других специалистов, что каждый ребенок индивидуален и у каждого свой, индивидуальный темп развития и взросления. Кто-то начитает ползать/ходить очень рано, другие попозже, кто-то говорит чуть ли не в год, а другие и в два года не произносят ни одно слово. Родители вообще очень любят сравнивать свое чадо с другими детьми, любят, когда их ребенок более развит, чем другие. А вот в противном случае, когда сравнение не в пользу своего ребенка стоит ли озаботиться?

Ребенок

Прежде чем паниковать и бить во всю в колокола стоит выяснить, почему ребенок в два года еще не говорит (либо у него родители подозревают какое-либо другое отставание, либо произносит слова не целиком, либо выговаривает слова не достаточно четко, либо не умеет повторять слова за взрослым)…

В первую очередь, отложив в сторону эмоции и переживания, надо удостовериться, что ваше чадо хорошо слышит, что слух у него в норме. Затем стоит удостовериться, что нет никаких аномалий в развитии речевого аппарата. В случае обнаружения каких-либо аномалий необходимо срочно обратиться к специалистам для ликвидации их.

В случае, когда все вышеназванные проблемы исключены, родители также обращают внимание на то, что словарный запас ребенка мал для его возраста. А вот тут уже стоит поработать членам семьи – больше говорить с ребенком, больше читать ему, разучивать стихи, потешки, разыгрывать диалоги, называть предметы вслед за взрослым, иммитировать звуки, которые издают животные и птицы. Очень эффективно пение – ребенок вместе с взрослым слушает и поет (любые песни!), можно пропевать слоги, звуки (по методике Зайцева). В свое время я активно занималась развитием речи внучки именно посредством пения (все члены нашей семьи любят петь) – мы пели все, что слышали. И представьте себе картину: бабушка вывешивает во дворе белье, а четырехлетняя внучка, с утра пораньше выходит на балкон и во все горло поет: «О боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына…»

Вообще, развитие речи малыша напрямую зависит от особенностей семьи и ее членов, в особенности мамы. Одновременно с нашей внучкой росла и развивалась дочь у наших соседей. Эта семья, в отличие от нашей – шумной, разговорчивой, балагуристой, поющей – была довольно скромна в коммуникации. Особенной неразговорчивостью отличалась мама. И не удивительно, что соседская девочка позднее заговорила, да и скупа была она на разговор, как и мама, да и развивалась медленнее…

Я, как педагог, всегда говорила родителям, что с ребенком надо много заниматься – помимо того, что он учит в саду, в школе, в кружках. Уделять время и заниматься ненавязчиво, в игровой форме, акцент ставится на том, что вызывает интерес ребенка. И ни в коем случае не подменять живое общение мультиками, приставками, электронными играми. Тогда и речь ребенка будет развиваться нормально, и в других аспектах ребенок будет нормально развит.

И если все же исключено все то, о чем говорилось выше, но ребенок все же отстает в развитии речи, то не лишне будет показать его логопеду, врачу, психологу и другим специалистам.

Автор: Людмила Выртосу

© marselina.ru (условия копирования материалов)


Комментариев: 17

  1. Flashstar2016 пишет:

    Ребенком надо заниматься с самого рождения. Тогда ребенок начинает раннее гуление, а потом и первые разборчивые звуки и слоги издает. Чтение стишков, пение песенок на ночь и просто поговорить с ребенком о явлениях природы, о погоде за окошком.

  2. Elena1990-2016 пишет:

    Заниматься с детьми нужно обязательно. Без этого они вырастают недоразвитыми, отстающими. И на фоне других детей выделяются. Но то, что ребенок не начал говорить в 2 года, это нормально. Все мы разные и ребенок никому и ничего не должен. Кто-то пошел в 9 месяцев, а кто-то в 1 год и 3 месяца. Но, тем не менее пошли же. И с речью также будет. Просто надо больше разговаривать с малышом и заниматься с ним.

  3. Daryalac пишет:

    Во всем, как правило, виноваты мы, родители – мы должны больше разговаривать со своими детьми, комментировать все свои и их действия. Это, конечно, если нет патологий. А вообще я всегда думала, что 2 года – это нормальный возраст для относительного молчания. В любом случае, самое главное не проглядеть возможную проблему у ребенка и быстрей обратиться к специалисту.

  4. AuroraWlaschiha пишет:

    Знаю об одной семье, где, к сожалению, ребенок почти в 4 года может сказать только «мааа» и «агааа». Никто им не занимается, а его мама слепо верит, что её ребёнок нормальный. Тут, конечно, нужно уже бить во все колокола и постоянно посещать всех специалистов. И, конечно же, нужно общаться с малышом, рассказывать ему обо всём, а эта мама абсолютно забила на своего ребенка. Не нужно совершать таких ошибок!

  5. sladkoezka пишет:

    У моей знакомой сын молчал до трех лет. Она так переживала, выездила с ним по многим врачам, но никто ничего толком сказать не мог – вроде все нормально, почему не говорит непонятно. А потом прошло немного времени и он начал разговаривать сразу словосочетаниями и предложениями. Просто видимо накапливал в себе информацию, чтобы потом выдать ее.

  6. BuSiNkA пишет:

    Я тоже соглашусь со многими мнениями – всему свое время! У каждого ребенка есть свои сроки, когда он сам заговорит и не нужно родителям на этом зацикливаться. Есть детки, которые в 1,5 года начинают хорошо болтать, а есть – в 3года молчат как партизаны. У меня сын как раз к таким партизанам и относится, ему уже 3,3года, а говорить лениться, наверное, знает, что его и так прекрасно понимают!

  7. ChocolateCupcake пишет:

    Если заниматься с ребенком, читать книжки, петь песенки, играть в ладушки и тому подобное с первых месяцев, а он не говорит, то стоит обратиться к врачу конечно. Но если целыми днями вы этого не делали, то может просто стоит подождать того же садика? Там дети начинают говорить очень быстро, коллектив творит чудеса.

  8. Elena Rasprekrasnaya пишет:

    Мой сын достаточно поздно заговорил. Мама сказал в 1 год 8 месяцев. И до трех лет было очень мало слов в лексиконе. А потом пошел в сад и с 3,5 лет стал много много говорить. Сразу же пошли с ним к логопеду, потому что речь была не четкая. и так мы до самой школы и посещали логопеда. Сейчас уже в первом классе учится-отличник. А вообще, в наше время очень много детей с логопедическими проблемами.

  9. KataKata пишет:

    “В английской семье ребёнок до 5 лет молчал, пока утром не подали подгоревшую овсянку. Он вежливо намекнул гувернантке, что каша пригорела. Все удивлены, все в восторге. И спрашивают его, почему молчал. На что малыш заметил – прецедента не было.” Шутка с долей правды – всему своё время, и если нет у ребёнка серьёзных патологий, то он заговорит, когда его организм сочтёт нужным.

  10. iztnuta пишет:

    Мой брат не разговаривал очень долго, а повлияло этому то, что мама проживает в Турции. там турецкий язык, мы тоже разговариваем то на том, то на том и ребенку было очень трудно понять. Говорил половину на том, половину на том. Хорошо говорить начал только около 4х лет и то с акцентом.

  11. karinamart пишет:

    Если уделять ребенку должное внимание и воспитание, то все у него будет нормально. У меня есть знакомая, у которой сын не может толком разговаривать, а ему уже 5-ый пойдет скоро. Но однажды я была в гостях и заметила что ребенком совсем не занимаются, сидит себе он сам в игры на компьютере играет. Уж лучше бы книжки вместе читали, чем за компьютер сажать.

  12. Safretka пишет:

    Все индивидуально, ребенок развивается так, как ему на роду написано. Напишите это на листе ватмана и повесьте перед носом. Не надо торопить. Да, надо заниматься с малышом, но если все равно пока не говорит, то это его собственный план развития. Заговорит позже. Я сама, без помощи, научилась читать в 4 года, а к школе читала бегло и выразительно незнакомый текст и перечитала немало книг. А моя дочь еще и в 6 лет не читала. Ох, как же мне было от этого неловко! И за нее страшно (а вдруг отстает?), и стыдно перед знакомыми (“Как, она у тебя еще не читает? А мы думали, вы читающая семья…”). А вот в первом классе она стала читать хорошо, а во втором – лучше всех в классе. И ваш малыш заговорит. Позже, но не хуже других.

  13. Viola13 пишет:

    Сейчас практически 50 процентов детей начинают разговаривать хорошо только ближе к трем годам. С чем это связано пока не понятно, но заставить их говорить раньше получается не всегда. Вроде есть знакомые, в семьях которых постоянно занимаются с детьми, учат их, но результаты маленькие. Детишки говорят односложные фразы и не более. Зато ближе к 3 годам начинают болтать без остановки.

  14. Sharlina пишет:

    Нам 2 года, особо не говорим, но я по этому поводу не переживаю. Племянник у нас тоже поздно заговорил. В последнее пару недель словарный запас у ребенка значительно вырос. Мультики мы смотрим, может это и плохо, но он заставляет меня проговаривать за героями, а потом пытается повторять за мной.

  15. Стелла Горькая пишет:

    Это, конечно, понятно, что все индивидуально, но все равно те дети, которые чувствуют любовь близких, которым уделяют время, растут и развиваются намного быстрее. Есть яркий пример: племяшка начала разговаривать в годик, дети в садике в 2,5 молчат. А все потому, что горе-мамаши «забивают» на своих чад, считая, что дет. сада вполне достаточно для нормально развития малыша.

  16. Татьяна Леонова пишет:

    Все индивидуально, заниматься с детьми нужно однозначно, вне зависимости от того говорит или нет. Детей нужно любить и всячески поддерживать. Обратиться к врачу можно, но найти действительно хорошего специалиста трудно. Мой опыт показывает, что наши врачи – мало образованы и прислушиваться к ним нужно 50 на 50. Если есть проблема – сразу обращаюсь в областную больницу, в детскую районную даже мысли не возникает пойти.

  17. Katrin пишет:

    Дети ориентировочно начинают говорить в 1 год, а если до 2 лет у ребенка с этим проблемы, то однозначно надо идти к врачу. Наша соседка затянула с этим и до 4 лет ребенок толком не разговаривал. Из-за этого он не смог пойти в школу, как все нормальные дети.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>