Деловые отношения предполагают спокойное конструктивное общение по рабочим вопросам. Соблюдение субординации тоже обязывает строить взаимоотношения между руководством и подчинёнными по определенным правилам. Мы принимаем требования внутреннего распорядка и правила общения, как сами собой разумеющиеся и разумные, и внутренне готовы их выполнять в процессе работы. Кроме должностных обязанностей любой работник имеет и определенные права. Мы вправе надеяться на объективное отношение к результатам своего труда, толерантное отношение к нашим личностным особенностям, не выходящим за пределы нормы. Но нередко каждый из нас сталкивается с грубостью своих начальников в самых неожиданных ситуациях.
Почему так ведут себя наши руководители, и как к этому должны относиться подчинённые? Многие работники терпят грубость начальника, чтобы не понизили зарплату, не лишили социальных благ, не уволили с работы. Но стоит ли ради этого терпеть? Чем вредно такое терпение?
Во-первых, даже если порицание заслуженное, грубая форма его выражения оскорбляет и унижает личность человека, снижает его самооценку. А заниженная самооценка это значительный тормоз в профессиональном и личностном развитии. Такому человеку трудно решиться на новые творческие проекты и показать все свои возможности.
Во-вторых, окружающие сотрудники, наблюдая эту ситуацию, могут решить, что при необходимости с вами так можно поступать, и вы это стерпите.
Как же поступить в этой ситуации правильно?
1. Попытайтесь понять, что вызвало такую грубую реакцию в отношении вас.
2. Возможно, вас не правильно поняли, ваши доводы оказались не убедительными, или вы допустили серьёзный просчёт, принесший большие убытки или вред имиджу компании, и начальнику не удалось удержать эмоции. Хотя и это его не оправдывает. В таком случае попытайтесь снова доходчиво и ясно объяснить ваши действия, приведите более весомые доводы.
3. Ни в коем случае не опускайтесь до эмоционального выяснения отношений. Вы обсуждаете деловые вопросы, и эмоции здесь не уместны.
4. Если вас обидели абсолютно незаслуженно, спокойно объясните начальнику, что не намерены терпеть такого отношения к себе, и такое поведение несовместимо с корпоративной этикой. Вы делаете одно общее дело, у вас много точек соприкосновения и одни цели. Спокойная речь, включение мышления снизит накал эмоций, и, скорее всего, ситуация разрешится мирно, возможно даже извинением перед вами. Но это в случае, если ваш начальник умный, воспитанный человек.
5. Если же перед вами невоспитанный, склонный к хамству человек, уважающий только себя, не тратьте на него свои силы, это бесполезно. Пытаться изменить взрослого человека почти бесполезное занятие. Просто улыбнитесь и уйдите. Постарайтесь совсем или до минимума свести общение с ним. Такого человека можно только пожалеть за его убогую, не развитую душу. Скорее всего, у него в жизни не все в порядке, и эта грубость от неудовлетворённости ею. Даже без объяснений он поймет ваше превосходство над ним.
6. Можно попробовать еще один прием: в ответ на грубость начальника ответить тоже ему достаточно резко. Иногда это помогает, и больше с вами он себе этого не позволит. Но может и уволить. Определитесь, что для вас более ценно: собственное достоинство или работа.
Выбирайте для себя наиболее подходящий способ реагирования. Но никогда в ответ на грубость начальника не бездействуйте. Нельзя ставить себя в положение раба или жертвы. У него может возникнуть желание закрепить за вами эти позиции.
Автор: Нина Рысева
Я считаю что на грубость начальника вообще ни как не стоит реагировать. Да же если он трижды неправ, и скорее всего он это понимает, но он же начальник. Мало ли какая муха его укусила, или после разговора с женой (она его за что ни-будь отчитала), решил самоутвердится на вашей гармонично развитой личности.