Есть дети, которые панически боятся любых насекомых, даже мух. А в летние месяцы, на которые приходится обычно сезон мух и других насекомых – сущий ад!
Боязнь насекомых называется энтомофобией, и свойственна она для детей постарше. Дети же младшего возраста обычно проявляют большой неподдельный интерес к живой природе. У них даже чувство страха отсутствует, если, конечно, никто из взрослых не подскажет и покажет ребенку, что надо бояться, если взрослый призывает бояться или бить их.
Но даже у маленьких детей может быть фобия к насекомым – обычно она развивается под влиянием взрослого. Ведь если уж взрослый боится, то это на самом деле опасно, на самом деле страшно – так рассуждает ребенок. А ведь для некоторых взрослых даже бабочка, если ее разглядывать вблизи, может вызвать чувство брезгливости и страха.
А еще фобии возникают в случаях, когда старшие братья и сестры специально пугают маленького, добиваясь таким образом выполнения каких-либо своих особенных требований: «Не будешь кушать – придет таракан-тараканище и съест тебя!». В таком случае боязнь тараканов обеспечена.
Но и обманывать ребенка, что никаких насекомых нет, что ему нечего бояться не стоит. При малейшем раскрытии обмана ребенок теряет доверие к взрослому. Скорее всего, стоит внушить ребенку, что взрослый сможет его защитить в случае опасности. Сам ребенок побоится бороться со страшным насекомым, зато уверенность и готовность взрослого помочь успокоят ребенка.
А чтобы ребенок почувствовал уверенность в собственных силах, стоит подбодрить его, сказав, что вместе вы сможете справиться в любой ситуации – командный дух придаст ребенку бодрость и уверенность.
Потом будет и отрезок пути, на котором вы скажете ребенку, что он сам сможет справиться с этим насекомым, без помощи взрослого. В особенных случаях возьмите ребенка за руку и вместе с ним обойдите помещение, проверьте все углы, покажите, что ничего ему не угрожает.
А еще надо помнить, что человека вообще, а ребенка в особенности, пугает неизвестное. А ведь можно вместе с ребенком полистать книжки с различными насекомыми, рассказать или почитать ему о разных тварях – как живут и размножаются, что едят, как себя ведут в различных ситуациях. А еще рекомендуются сказки, в которых главным положительным героем являются разные насекомые. И первая среди таких сказок, конечно же, будет «Муха-Цокотуха» К. Чуковского. Одновременно можно посмотреть и иллюстрации к сказкам. А чего только стоит знаменитый Человек-Паук, в которого дети просто обожают играть.
Я помню, в детстве наш приятель-сосед, такой же сорви-голова, как и мы, собирал на дедовой пасеке в спичечный коробок трутней и пугал ими ребятню. И долго не нашлось ни одного взрослого, который бы объяснил ребятишкам, что трутни, в отличие от пчел, не имеют жала и совсем не жалят!
А еще насекомых можно слепить из пластилина, нарисовать фломастерами или карандашами, сложить из палочек, травинок, бумажных ленточек, нарисовать на морском песке, сделать целый театр с героями-насекомыми… Да мало ли как можно насекомых изобразить!
Дело в смекалке, креативности и фантазии взрослого, который просто обязан побороть это неприятное чувство в своем ребенке.
Людмила Выртосу