В славянской культуре с древних времен стыд, как чувство, приемлем и даже необходим для положительной личности.
В наши же дни все перевернулось с ног на голову. Сейчас считается, что стыд – это проявление осознанной собственной неполноценности. Cтыд надо скрывать, чтобы о нем никто не узнал. Это чувство никак не способствует личностному росту человека и не делает его лучше. Ведь если человеку постоянно твердить, что он плох, он поверит в это, и не будет прилагать усилий для опровержения этого постулата. Так и появляются люди с ярлыками, пришедшими из детства: глупый, трус, хулиган. И ярлык делает его еще более глупым, трусливым, хулиганом. А те, которых поощряют, растут раскованными, свободными и успешнее стыдливых или обладающих ярлыком. Человеком, ощущающим стыд, легко манипулировать, легко сделать его зависимым.
Спасение ребенка от этого чувства – в руках родителей. Именно они должны верить в своего ребенка. Ведь не зря считается, что стыд пагубно воздействует на уверенность в себе, на мотивацию, на доверие, а любовь и вера, наоборот, их укрепляют. Но не переусердствовать, на каждом шагу, достоин он или нет, не хвалить ребенка. Важно само понимание того, что ваш ребенок хорош таким, какой он есть.
Часто дети стыдятся не за себя, а за друга, сестру, брата, а иногда даже за родителей. А бывают и такие случаи, что ребенок даже не совершил плохого поступка, а только при мысли о нем начинает стыдиться и краснеть. Это относится к детям впечатлительным и нервным. И в таких случаях взрослые могут и не догадаться о чувствах, которые обуревают чадо. Смущение и невнятные слова, замешательство они воспринимают, как признание вины.
Важно отличать ложный стыд, который присущ тем детям, у которых нормы поведения не соответствуют общепринятым нормам – стыдятся убирать в доме, возиться с малышами, стыдятся помощи со стороны взрослого. Такой стыд тяжело искоренить. На помощь вам в таких ситуациях могут прийти шутки, ирония, насмешка, осуждение, особенно результативные со стороны чужих.
В случае, когда ребенок представляет себе отрицательное отношение к его поступку, у него может появиться чувство стыда, которое будет сдерживать и ограничивать его желания, слова, побуждения. Развивается внутренняя стыдливость, которая ведет к пересмотру самооценки, растет неудовлетворенность собой, ребенок переживает, что он не все сделал так, как надо, появляется противоречие между тем, что хочется сделать и общественными нормами. Ребенок проявляет довольно большое мужество, когда он признается, что солгал, он прилагает волевое усилие, чтобы попросить прощение у друга. Таков путь, по которому проходит чувство стыда при воспитании совести.
Будьте бдительны, и если вы думаете, что надо бы постыдить ребенка, то сразу же подумайте, каков будет результат этого вашего действия – ребенок может сильно измениться из-за страха стать плохим и не принятым сверстниками. Лучше было бы, чтобы он понял, что взрослый думает и чувствует иначе. Тогда он может последовать совету взрослого или поступить по-своему.
Подумайте, какого ребенка вы хотите вырастить, – зависимого от чужой оценки, неуверенного в себе, безинициативного или успешного, ответственного, реализованного, дружелюбного, любящего, счастливого. Ответ на этот вопрос подскажет и ваши дальнейшие действия – стыдить ребенка или нет.
Людмила Выртосу
Воспитание ребенка — это нелегкий труд. Прежде всего, ребенок будет копировать поведение и разговор родителей. Так что, когда захотите пристыдить ребенка за тот или иной поступок, подумайте, может он спроецировал это поведение от вас.