Всем известно упражнение на наблюдательность, которое задают детям: сколько ступенек на крыльце детского сада/школы, по которому ты проходишь очень много раз? Редко, кто из нас обращает внимание на такие мелочи.
Наша жизнь – сплошные наблюдения. Осознанные и неосознанные, спонтанные и запланированные. У взрослых — обычно осознанные. У детей же – спонтанные и неосознанные. Но мы в состоянии научить детей наблюдать – осознанно и планомерно. А впоследствии, основываясь на наблюдениях, делать выводы, сравнивать, сопоставлять.
В книгах по воспитанию детей дано множество упражнений на развитие наблюдательности. Например, на основе любимого мультика научите его обращать внимание на детали, цвет, действие, героев. Останавливайте фильм, обсуждайте детали и информацию. А потом задайте ребенку вопросы о музыке, звуках в фильме, одежде главных героев, эмоциях и душевных состояниях героев, времени действия, по картине природы, вопросы, на которые вы не заостряли внимание ребенка при просмотре. Пусть подобные вопросы составит и задаст вам и ребенок – пусть не с первого раза, пусть пока вы ему поможете.
Если следовать научным терминам, то наблюдательность – это «процесс восприятия и запоминания». Человек наблюдательный чувствует себя в окружающем мире как рыба в воде. А это и есть цель воспитания. Чтобы ребенок чувствовал себя в окружающем мире уверенно и комфортно, чтобы он умел жить в этом непростом мире.
Для развития навыков наблюдательности важны такие органы, как нос (обоняние), уши (слух), глаза (рассматривание), тело (чувствительность) и время. Не пожалейте своего времени, для того, чтобы понаблюдать за чем-то вместе с детьми – неторопливо, внимательно, обсуждая увиденное.
Одновременно с наблюдательностью у ребенка развиваются и внимательность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, интерес. Возможно, в процессе наблюдения вы с ребенком увидите разные вещи. А еще, важно знать, наблюдательность здорово развивается в процессе игры, во время повседневных занятий, в дороге, по пути в школу, в детский сад. Считайте деревья, столбы, различные другие предметы. Включите фантазию, отметьте в окружающих предметах различные геометрические фигуры. Понаблюдайте и отметьте, какие признаки времен года может отметить ваш ребенок, что можно сфотографировать, отметьте народные приметы.
Устройте конкурс – что заметили по одному и тому же маршруту разные люди, сравните, что вы видели вчера и что видите сегодня, найдите что-то новое в обычных вещах.
Приучите ребенка не тратить время попросту в очередях, в транспорте и во время других монотонных дел – пусть понаблюдает, развивает в себе это качество. Понаблюдайте за облаками на небе, сравните их со знакомыми предметами, зверюшками, людьми. Создавайте фигуры из различных подручных предметов (платка, картонок, проволоки, ткани) – пусть ребенок включает наблюдательность и внимание и отгадывает, что это за предметы.
А еще можно, даже попутно, самим придумать много упражнений и игр на развитие наблюдательности вашего чада.
Удачи вам!
Людмила Выртосу