Известно, что сани надо готовить летом, а телегу зимой. Так что разговор о ледяной горке очень даже кстати. Да и до зимы – рукой подать. А там самое место для традиционных русских забав, среди которых катание с ледяной горки занимает совсем не последнее место. Только в былые времена этой забаве предавались и взрослые, и дети. Сейчас – одни дети. А жаль – в катании с ледяной горки есть очень много полезного, не говоря уже о развлекательном.
В этом занятии присутствует такой интересный элемент, как скольжение. Это предусматривает контакт, прикосновение к почве, в то же время оно отлично от стояния, ходьбы, сидения. Чувствуется любая выбоина, любой бугорок, что эхом передается всему остальному телу, а не только той части, которая соприкасается с землей. У ребенка, да и у взрослого тоже, эти ощущения перекликаются с теми эмоциями, когда он только учился ходить – неуверенность, неустойчивость, тут не проконтролируешь мозгом движения. Тут приходят на ум слова «Чувствовать почву под ногами». Нижние конечности прекрасно тренируются, когда на них скользят с горки. Тут уж не остается места для застойных явлений в нижней части туловища, что, всем хорошо известно, является бичом современности. Энергия в этом случае выходит через ноги. Это отличная профилактика кист, миом матки, простатита, которые сейчас на пике.
Детки съезжают с ледяной горки обычно на заднице, на корточках, на ногах. Съехать на ногах считается верхом пилотажа.
Съезжать с горки на заднице дети любят в возрасте около 7-8 лет. И это особенно весело на фанере, на толстом картоне, на ящике и даже в тазике. Поднабравшись опыта, дети уже умеют отталкиваться в самом начале спуска, умеют регулировать, т. е. удлинять, длину спуска, знают, что внизу спуска надо быстро встать, подобрать подстилку и разрешить другим тоже завершить спуск, знают, как надо быстро подняться на горку. А еще верхом блаженства для детишек будет разлечься в конце спуска и получить окончательное удовольствие.
Катание на заднице не так опасно – падать-то некуда! А чтобы усилить ощущения, они спускаются на животе либо устраивают внизу горки так называемую кучу-мала. Катание с горки в таком случае вселяет в ребенка энергию и оптимизм, радость соприкосновения с землей – не зря они остаются лежать на снегу.
В этом же возрасте дети пробуют съезжать с горки на ногах, а к 8-9 они уже способны съезжать с более крутых горок и холмов.
Тело ребенка в таком случае тренируется и в физическом, и в психологическом плане, ребенок развивает пружинистость тела, все части тела движутся согласованно, ребенок учится держать равновесие, развивается вестибулярный аппарат, а также и зрение – качества, которые потом не раз пригодятся в жизни.
Ледяная горка также ценна тем социальным опытом, который приобретает ребенок. Он учится общаться, и не только со своими сверстниками, в силу того, что на горке катаются разновозрастные категории детей, а также взрослые.
Моделей для подражания тут найдется предостаточно, важно, что выберет ваше чадо. Его так называемый репертуар поведения значительно расширяется (мимика, различные выкрики, жесты…).
На горке ребенок учится правилам общежития, усваивает нормы и правила, подходящие в разных ситуациях. Он узнает, что существует такие явления, как очередность, соблюдение дистанции, возможность упасть и даже получить травму.
Правила поведения на горке никто не составляет – они устанавливаются спонтанно, зачастую в результате включения инстинкта самосохранения.
Ребенок учится общаться, строить отношения, избегать конфликтов. Но не взирая на это, есть дети необщительные, и есть дети общительные и даже очень общительные, которые провоцируют столкновения, падения. На горке дети имеют возможность реализовать потребность в контакте, даже телесном, с другими детьми. По несколько детей они организуют паровозики, смеются, визжат, возятся, кричат, одним словом получают замечательную эмоциональную разрядку.
Тут ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений поваляться, кататься по снегу — такое неприлично делать дома, в школе… Между тем валяние способствует интенсивности ощущений, площадь давления на тело увеличивается, а в психологическом плане происходит единение души и тела, ребенок психологически расслабляется. Точно так взрослый хочет полежать, расслабиться, отдохнуть на диване или в ванной. Таким образом, ребенок компенсирует недостаток прикосновений – гладить, обнимать, держать на руках — со стороны родителей, особенно мамы, либо других взрослых. При наличии таких ощущений ребенок утверждается в мысли, что он есть, он существует.
Особенно важно это соприкосновение для уже подросшего ребенка, который недобрал свою долю прикосновений в раннем детстве по различным причинам. Ведь нет других подобных ситуаций, где он смог бы без укоров и кривых взглядов реализовать эту свою потребность. Есть оправдание – на ледяной горке такое приемлемо, можно и даже приветствуется.
Из этой же оперы, но более широко в социальном плане, ребенок реализует свою потребность в телесном контакте, закрепляет свое телесное «Я» в игре «Куча-мала», которая устраивается обычно в конце горки. Здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Если присмотреться, то обязательно заметен зачинщик, заводила, который тянет за собой детей, потом выходит из-под кучи и опять прыгает на детей. Это уже не только прикосновение к земле, а к живым человеческим телам, которые кричат, толкаются, даже дерутся. В эти моменты он начинает ощущать себя как социальная личность (кроме личности физической). В эти моменты дистанция между детьми минимальная, и не только в физическом плане, но и в социальном. Ребенок имеет возможность поближе познакомиться со сверстником. Трогая, он лучше познает предмет.
У родителя же, стоящего в стороне и ждущего своего ребенка, есть возможность понаблюдать за своим чадом – насколько он ловок, устойчив, скоординирован, как общается, даже сравнить его с другими детьми.
Горка зимой – это оригинальная, даже уникальная возможность для развития ребенка в физическом плане. Она также способствует решению многих психологических проблем.
Людмила Выртосу