В этом возрасте существует особенность развития психики малышей: все психические процессы не контролируются им, то есть имеют непроизвольную форму. Ребенок сам не запомнит и не сосредоточится, если что-то не привлечет его внимание. В зависимости от этой черты и следует подбирать приемы и методы работы с ребенком. ля детей этого возраста также характерна высокая эмоциональность, но ребенка легко переключить с одного эмоционального состояния в другое, что свидетельствует о непостоянстве эмоций малыша. А игры, предусматривающие поглаживания, подбрасывания, покачивания, в которые можно поиграть со взрослыми, способны восстановить его эмоциональный фон. В то же время такие игры способствуют интеллектуальному развитию детей. Но следует учитывать, что ребенок хорошо усваивает то, что вызвало у него интерес и вместе с тем взрослым, с которым у него наладился контакт. Именно поэтому психологи и педагоги уделяют столько внимания периоду адаптации ребенка к детскому саду и к школе, уделяют внимание психологическому микроклимату в группе.
Еще для возраста 2-3 лет характерны низкая сенсорная чувствительность и незавершенность формирования системы саморегуляции организма именно в физиологическом плане. Думаю, многие заметили, что если ребенок чувствует себя некомфортно (плохо или мало спал, болеет, ему жарко или холодно, что-то жмет или постоянно сползает…), то снижается и эффективность его обучения. Поэтому и стоит создать ребенку в первую очередь, комфортные условия жизни и обучения. А еще ему просто необходимо личное внимание со стороны взрослого, педагога, который воспринимается им как защита, помощь. В зависимости от этого и подбираются методы и приемы работы – кратковременные, относящиеся к каждому ребенку, но в то же время позволяющие работать со всей группой детей. И конечно нельзя забывать о предпочтениях малыша, его симпатиях по отношению к педагогу.
В этом возрасте ребенок учится, подражая взрослым, на основе собственного опыта. Он еще не способен отличить хорошее от плохого, поэтому все копирует. Дети, играющие рядом, не являются еще для такого малыша источником знаний и опыта, а наоборот, раздражают или вызывают отрицательные эмоции. Поэтому роль взрослого – создать необходимые условия, атмосферу для развития ребенка.
Используя предметно-манипулятивные игры, педагог воспитывает в будущем взрослом креативность, которые позволят ребенку впоследствии стать успешным архитектором либо дизайнером, практиковать различные виды изобразительного искусства, в особенности абстрактного. Они могут видеть красоту даже в абстрактном, пусть еще не доведенном до логического конца предмете, рисунке, схеме, модели. Они могут вырасти в творческую личность, если педагог не будет держать их в рамках простой имитационной деятельности. Такие дети получают удовольствие от самого процесса творчества, а не от планирования или постановки цели. И оценка работы должна быть более свободной, так как не были поставлены цели с самого начала.
Людмила Выртосу