Когда жителей Новосибирска спрашивают о достопримечательностях города, почти каждый новосибирец — не забыв, конечно, об упомянутых в каждом путеводителе Театре Оперы и Балета, Доме с часами, Музее Рериха и нескольких сохранившихся в старинных домах «николаевской архитектуры» — наверняка ответит с тёплой улыбкой: «наше метро!» И эта фраза ни в коей мере не будет преувеличением.
Метро Новосибирска действительно необычно. Состоящая всего из двух линий, система метрополитена соединяет два берега реки Обь, на которых широко раскинулся город, и является для жителей настоящим спасением от транспортного коллапса. На этой ветке всего 8 станций, и только 2 из них расположены в левобережной части города. На второй ветке — Дзержинской — станций ещё меньше, всего 5, и все они находятся в правобережье, но она не менее важна для города, чем Ленинская, ведь она ведёт к вокзалу.
Однако всё это можно сказать и о метро в большинстве городов. А чем же удивителен метрополитен Новосибирска? Любой горожанин пояснит — своим мостом. Новосибирский метромост — не только самый длинный в мире (если считать длину надводной части и надземной галереи), но и возведён по уникальному проекту. Мост полностью закрыт, что защищает пути от перепада температур и осадков, но большие окна в надземной галерее позволяют пассажирам любоваться прибрежными пейзажами.
Вторая достопримечательность Новосибирского метро — станция «Речной вокзал», расположенная сразу за мостом (или перед мостом — в зависимости от того, в какую сторону ехать). Её павильон напоминает нижнюю палубу корабля — и необычной отделкой стен, и круглыми «окнами-иллюминаторами», причём увидеть через них можно не окрестности станций, а виды сибирских городов: «окна» — искусно сделанные цветные витражи.
Ещё одна станция, отличающаяся необычным дизайном, — «Гагаринская». Как несложно догадаться, она оформлена в строгом, несколько футуристично-космическом стиле, а стены станции украшают портреты Юрия Гагарина.
Единственная в Новосибирском метрополитене станция с переходом между линиями — «Красный проспект» (или «Сибирская», если ехать по Дзержинской ветке). Перейти с одной ветки на другую можно как с помощью эскалаторов, так и по длинному, извилистому туннелю-переходу, где часто можно услышать игру молодых музыкантов, среди которых встречаются и студенты консерватории.
Говоря о Новосибирском метро, нельзя обойти вниманием станцию «Площадь Гарина-Михайловского», расположенную на главном вокзале города. Один из выходов станции ведёт в здание пригородного вокзала, который спроектирован и оформлен не только удобно для пассажиров, но и очень красиво: здание напоминает замок из детских сказок, а вестибюль отличается уютом и удивительно грамотной организацией пространства.
Горожане любят свой метрополитен. И, хотя появился он совсем недавно, даже по меркам молодого Новосибирска — первая линия из 5 станций была построена в 1986 году, ещё 4 станции открыли в 1992. С тех пор строительство продвигается, к сожалению, весьма медленно, — сейчас уже сложно представить этот большой и светлый город без метро, а силуэт Оби и панораму берегов — без лёгкой, красиво изгибающейся лазурной конструкции метромоста. Метро стало важнейшей транспортной артерией города, героем фильмов и песен, источником вдохновения для художников и фотографов и настоящим другом для жителей Новосибирска.