Хорошо известна связь между кистями рук и участками головного мозга. Это очень важно для развития маленьких детей. На кончиках пальцев ребенка находятся его речевые и мыслительные навыки. Перебирая мелкие объекты в первые годы жизни можно напрямую “массировать” мозг, что естественно стимулирует его развитие.
Человеческая кисть имеет уникальное строение. Большой палец руки противопоставлен всем остальным, аналогично выглядят ладони всех приматов. Такое расположение позволяет осуществлять хватательное движение и удерживать предметы в руке. Однако только человеческая кисть имеет такое количество мышц разной направленности и такие эластичные связки. Благодаря этому, становиться возможно осуществление точных действий. Это эволюционное преобразование стало одной из причин использования сложных орудий труда, а следовательно и прогресса человеческого вида.
Участки головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены в непосредственной близости. В этом и заключается таинственная взаимосвязь. Поэтому тренируя мелкую моторику можно способствовать развитию речи ребенка.
Мелкая моторика рук — это осуществление точных и направленных действий пальцами рук. В работе участвуют нервная, мышечная и костная системы. В результате появляется возможность совершения таких действий, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, просто перекатывание маленького шарика между пальцами.
Современные педагогика утверждает, что чем раньше начинать развивать определенные навыки, тем более успешно их освоение у детей. В основе лежит именно упор на занятия по развитию мелкой моторики рук. Причем упражнения начинаются с самых первых дней жизни малыша.
Первые месяцы
Младенец еще не может удерживать предмет в ручках, но у него очень сильно развит хватательный рефлекс. Если приложить к ладошке палец, то ребенок крепко его сожмет.
- Ладошка находится в тонусе, как и все мышцы малыша. Чтобы его снять, ежедневно делают массаж, который расслабляет мышцы и воздействует на нервные окончания. Удобнее всего процедуру выполнять комплексно, с общим массажем малыша.
- Первой игрой для новорождённого могут стать следующие действия: предлагают малышу схватиться за пальцы или палочку и приподнимают его. При этом, с каждым разом увеличивают угол и временной период упражнения. Через некоторое время младенец будет способен довольно долго провисеть над поверхностью.
Как только попросили игрушку
Примерно с трехмесячного возраста дети начинают интересоваться окружающими предметами и пытаться их подержать. Важно позаботится о том, чтобы они имели разную фактуру и плотность, состояли из различных материалов. Это способствует развитию осязания.
Сидим и перебираем
Ребенок начинает учиться садиться к 6 месяцам. В этот период он начинает познавать мир с совершенно другой точки обзора. Все снова становиться интересным и хочется до всего дотянуться.
- Малышу стоит предлагать игрушки со шнурками и ниточками, деталями, которые надо двигать.
- Начинают практиковать различные пальчиковые игры.
Уже исполнился год
Ребенок начинает ходить, но еще любит передвигаться на четвереньках и ощупывать пространство вокруг. В детской создают игровую зону, выстланную специальными ковриками, которые имеют различную поверхность и фактуру. Ручки и ножки массируются при ходьбе, а для малыша это намного интереснее, чем просто гладкий и скучный пол.
- Ребенку предлагают перебирать и пересыпать различные крупы и предметы. Это могут быть фасоль, гречка, крупные пуговицы или шарики.
- Окрашивают рис в разные цвета и составляют радужные песочницы.
- В большом количестве представлены варианты домашних песочниц.
- Различные виды пластилина, которые не пачкаются и хорошо отходят от рук.
- Рисование карандашами и фломастерами.
Несмотря на то, что для каждого возраста характерны свои игры, все предыдущие действия можно продолжать совершать. Дети очень любят массаж и будут рады ему. А пальчиковые игры постепенно усложняются и их можно превратить в целые спектакли с куклами.
Очень важно развивать мелкую моторику рук у детей. Это напрямую влияет на речь, а конкретно на речевые центры в головном мозге. Поэтому мы с племянником и рисуем, и лепим из пластилина и теста фигурки. Ещё пазл собираем. А вот с крупой играть его не заставишь, ему это совсем не нравится. Хотя это очень полезно и развивает тактильную чувствительность.