Если вы хотя бы раз сталкивались с придирками на работе, бессмысленными упреками со стороны начальства или конфликтными ситуациями в офисе – вам срочно необходимо что-то поменять в своей жизни. Конечно, вряд ли вы виноваты в происходящем, но грубость и произвол на работе – увы, повсеместное явление, от которого не убежать. С таким негативом нужно уметь сосуществовать и извлекать из него пользу.
Ниже представлены пару советов, благодаря которым конфликты с придирающимся начальником можно решить с минимальными потерями для своего здоровья и карьеры.
Понаблюдайте за своими реакциями
По статистике, 82% людей имели опыт конфликта на рабочем месте, а 100% людей хотя бы раз в жизни с кем-то ссорились.
Если вы не знаете, как вести себя с начальником, который придирается – проанализируйте, как вы всегда вели себя в любой конфликтной ситуации. Очевидно, что, если вы показывали обидчику свою слабину, мягкость, соглашения на невыгодные или нечестные компромиссы – это только раззадорит его. Ведь в будущем конфликте он будет знать, на чьей стороне сила.
Ваш страх и неуверенность сильно чувствуются другими, поэтому вы и можете попасть в бесконечный круговорот придирок.
Попробуйте переосознать ситуацию: перестаньте бояться или соглашаться на унижения, перестаньте быть для всех удобным. Тренируйтесь говорить людям, что они не правы, что вас не устраивает такое отношение к себе. Вы не обязаны быть друзьями с начальником, но деловой этикет стоит соблюдать всем, независимо от должности. Попробуйте напомнить своему боссу об этом.
Приучайте себя к мысли, что «Я» — это не последняя буква в алфавите, нужно уметь постоять за себя и свой комфорт, безопасность. Такое умение принесет пользу не только на работе, но и в повседневной жизни, в отношениях с людьми. Нужно уметь постоять за себя, даже если это делать неловко.
Так уж вышло, что наше поколение было воспитано на таких постулатах, что многие готовы стерпеть очень многое, чтобы быть «хорошим человеком» для себя и других.
Помните, что тот, кого называют «очень хорошим» зачастую оказывается просто удобным и не умеющим отстоять свои права.
Перечитайте условия рабочего договора
Понятно, что переход на личности не допустим на рабочем месте. Но часто начальник, который придирается, отыгрывается на том, что делает замечания вашей работе. Можно выполнять ее безупречно, но если вас недолюбливают, этого никогда не будет достаточно.
Что ж, в таком случае попробуйте обратиться к договору. Там прописаны ваши обязанности и права.
Если вы выполняете все качественно и знаете, что придирка не обоснована, используйте аргумент, что делаете все по закону и по стандарту. Одним словом – вы выполняете условия рабочего договора. Если у вашего начальника останутся вопросы или замечания, попросите его сформулировать их в письменной форме.
Не огрызайтесь в ответ
Если начальник ведет себя с вами недопустимо, не выносите скандал на всеобщее обозрение, а уж тем более не огрызайтесь в ответ. Все конфликты можно (нужно) решать вежливо, учтиво. Во-первых, это поднимает ваш статус в глазах оппонента, во-вторых – сильно его стыдит и успокаивает, спускает с небес на землю.
Попробуйте взять себя в руки и использовать в разговоре следующие фразы:
- «Спасибо за ваше замечание. Я учту его в своей работе.»
- «К сожалению, я не считаю допустимым продолжать разговор в таком тоне.»
- «Я не думаю, что вы правы. Давайте найдем решение этой проблемы.»
Воспитанность, учтивость, самодостаточность – те качества, которые очень сложно оскорбить. Обычно придирающийся начальник не ожидает, что ему дадут отпор.
Поэтому, если вы давно искали решение, как вести себя с начальником, который придирается – введите в использование эти фразы. Как показывает опыт многих сотрудников, они очень эффективны.
Поговорите с коллегами
Если начальник к вам придирается, хорошо иметь сотрудников в штате, которые были бы на вашей стороне.
Обсудите с ними ситуацию, не оскорбляя и не сплетничая о боссе. Может, он придирается не только к вам? Может, это просто его невоспитанность, а не личная неприязнь к вам, как к сотруднику?
Конечно, это не делает его вину меньше. Но все же выяснить, что причина придирок вовсе не в вас – это полезно. Ровно настолько, насколько знать, что на вашей стороне будут коллеги. Это придает сил и уверенности отстоять себя.
Будьте хитрее
Есть еще один дельный совет, как справиться с придирками на рабочем месте.
Научитесь предугадывать действия своего начальника.
Например, можно подойти к работе с максимальной дотошностью и ответственностью: тогда у босса просто пропадут поводы для придирок.
Вы идеально выполняете свою работу. Помните об этом и указывайте начальнику на этот факт, если он захочет снова вступить с вами в конфликт.
Сократите возможное общение
Постарайтесь как можно меньше контактировать с начальством. Выполняйте все обязанности без напоминаний, вовремя сдавайте отчеты, не провоцируйте и не накаляйте обстановку «забастовкой».
Все равно это не имеет смысла. Если вы хотите остаться в должности и не погубить карьеру – просто дотошно выполняйте свои обязанности и с чистой совестью сдавайте результаты начальству. Чем меньше у вас поводов контактировать – тем меньше придирок к вашей персоне.
Будьте готовы к решительным действиям
Иногда случается так, что условия труда на рабочем месте становятся невыносимыми. В таком случае психологи советуют больше позаботиться о себе и о своем здоровье. Обсудите проблему с близкими или с партнером, определите плюсы и минусы нахождения на данной должности. Не оставайтесь один на один со сложившейся ситуацией, не замалчивайте проблему.
Определите, стоит ли эта работа того, чтобы ежедневно бороться с начальством? Если нет, то позаботьтесь о своем ментальном здоровье и начните поиски другой вакансии.
Конечно, найти новую работу – сложный и порой долгий процесс, но нельзя забывать, что устроиться все же реально. Вовсе необязательно портить большую часть своей жизни страданиями и дискомфортом из-за грубого, некомпетентного начальства.
Очень полезная статья, все грамотно и правильно написано. Иногда бывает так, что уволиться пока некуда, а противостоять нападкам начальника-самодура как-то надо. Спасибо автору!