Логопед советует – буква «Р»

К 5-6 годам вы уверенно отмечаете, что ваш ребенок заметно подрос, интеллектуально развит для своего возраста. Вот только речь его еще оставлять желать лучшего – невнятность речи, да и «Р» еще не четко произносится.

Логопед советует - буква «Р»Следует с самого начала отметить, что если в 3-4 года ваш малыш еще не произносит «Р», это не беда. Не стоит его терроризировать, заставляя часто произносить слова с этой буквой, не переживайте и не нервничайте сами по этому поводу. Этот звук появляется в речи малыша до 5-6 лет – не напрасно его называют поздним звуком. Если же ваш педиатр заметил какие-либо отклонения в устройстве артикуляционного аппарата, то он вам и порекомендует логопеда.

А родителям, которые очень переживают по этому поводу, мы может порекомендовать следующие упражнения, которые они смогут проделывать вместе с ребенком, играючи.

Упражнения для подготовки.

• Набрать воздух в легкие и с силой подуть, чтобы губы вибрировали. При этом включите голос.

• Язык широко распластан, просунуть его мeжду зубами. В такой позиции проделывается предыдущее упражнение, язык вынуждают вибрировать. Губы и язык не напрягают. Ладошку поднесите ко роту – вы почувствуете резкую и холодную струю воздуха.

• Вместе с ребенком можно поцокать, пощелкать языком. Щелкайте так, чтобы язык присасывался сильно, на короткое время, к небу, а затем резко отводился бы вниз. При этом нижняя челюсть остается неподвижной.

• Растяните до предела «уздечку», подняв язык к небу. Так держать язык, пока не потечет слюна.
А вот еще примеры артикуляционных упражнений.

Упражнение «Качели». Рот открывается в улыбке, провести кончиком языка с одной стороны рта в другую. Нижняя челюсть в это время не двигается.

Упражнение «Маляр». Открывается рот в улыбке. Гладим кончиком языка небо – от зубов, к горлу.

Упражнение «Чистим зубы». Открывается рот в улыбке. Кончиком языка чистим зубы с внутренней стороны, только верхние.

По аналогии проводится и следующее упражнение «Счет верхних зубов» – кончиком языка зубы считают, оставляя неподвижной нижнюю челюсть.

Упражнение «Гармошка». Открыть рот в улыбке. Широкий язык присосите к небу. Язык не отрывать, рот открывается и закрывается.

Упражнение «Барабан». Открыть рот в улыбке. Звук «д-д-д» произнести многократно. Рот не закрывать, язык упереть в верхние зубы.

Упражнение «Комарик». Рот открыть в улыбке. Язык поднимаете за верхние зубы, в это время произносится длительный «З».

А теперь упражнения на правильную установку для произнесения «р».

• Поднимите кончик языка к небу, бока языка прижаты к коренным зубам (верхним). Через трубочку языка выдыхается воздух, кончик языка при этом должен вибрировать.

• Открыть губы, разомкнуть зубы, поднесите ладонь ко рту и ощутите на ней сильную струю воздуха – получается звонкий звук.

Затем стоит провести упражнения по постановке звука. Пусть ребенок копирует вас, находя самостоятельно путь к правильному произношению. А еще можно установить звук при помощи зонда или шпателя, а также можно употребить оба предмета.

Есть еще серия упражнений, которые можно делать для постановки звука «Р» – это работа не на месяц. Не стоит расстраиваться тогда, когда не сразу получается. И если ваши упорные усилия все же не дают ожидаемых результатов, то попробуйте обратиться к логопеду.

Людмила Выртосу

© marselina.ru (условия копирования материалов)


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>