Существует такое мнение, что ребенок рождается с уже сформированными способностями, и очень тяжело, даже невозможно что-то заложить в него, за редкими исключениями. И зачастую приводится пример: бывает же, что в семье потомственного алкоголика ребенок вырастает особенным, отбивается от той среды, в которой родился и вырос, бывает, что и такой ребенок все же выбивается в люди.
Так-то оно так, но не совсем так. Количество таких потомков все же очень мало. В основном ген алкоголизма, пристрастия к таким отрицательным привычкам передается следующему поколению. Очень редки случаи, когда в семье, в которой злоупотребляют алкоголем, постоянно устраивают скандалы, не трудятся, не занимаются детьми, эти самые дети развиваются по другим лекалам.
А вот если ребенка, который все же не похож на родителей-алкоголиков, поместить в нормальные условия и дать ему нормальное воспитание, создать нормальные условия для жизни и учебы, есть шанс, что ребенок усвоит нормальную программу жизни, его дети уже могут получить соответствующее воспитание и обучение от своего родителя.
Точно так же обстоит дело и с другими врожденными талантами и способностями. Например, если ребенок родился с отличными музыкальными способностями, а их не развивают, не создаются условия для их развития, то очень даже возможно, что талант так и останется невостребованным и неразвитым. Возможно человек все же будет петь, но не на должном уровне, и такой талант так и умрет вместе с человеком.
Любые способности можно развивать, можно оставить на произвол судьбы, а также можно ухудшить, погубить талант. И нет никакой возможности повернуть жизнь вспять и исправить что-то, а тем более нет возможности проверить, что помешало таланту расцвести, и в каких условиях это стало бы возможным.
Известны многие поучительные истории, когда при проявлении внимания к ребенку, при правильном воспитании и развитии его, «гадкий утенок» превращается в прекрасного лебедя, который, возможно, не блистает талантами, но прекрасно ведет себя в обществе, нормально общается, нашел себя в профессии и в личной жизни. А ведь это и есть конечная цель воспитания и развития детей. Ведь не все могут стать выдающимися, а вот стать по-настоящему счастливым в этой жизни – это высшая цель воспитания детей.
Известны многочисленные случаи, когда дети с изначально различными задатками через годы оказывались в совершенно противоположных ожиданиям ситуациях и на ступеньках развития значительно ниже, либо выше, прогнозируемых. И все это только потому, что заложенный природой талант и способность не нашли благоприятной почвы и условий для развития в случае регрессии; либо не подающие надежды способности были выпестованы и взращены любовью и упорными занятиями.
Прогресс либо регресс способностей может быть отмечен в разных планах – физическом, умственном, интеллектуальном, поведенческом, в качестве жизни и другом.
Часто природа дает ребенку меньше, а упорное развитие его родителями и близкими поднимает его над средним уровнем. И наоборот – природа дала довольно много ребенку, а вот окружающие ребенка взрослые не смогли, или не сумели, или не захотели их развить и поднять на заданную высоту. А ведь именно взрослым полагается выполнить эту важную задачу – дать основы и ту сумму знаний, которая понадобится их чаду в жизни, научить ребенка разбираться и выходить победителем из разных жизненных передряг, найти себе место в жизни, специальность, любимое занятие, настоящих друзей и верного спутника жизни.
На эту тему довольно много написано, сказано, предложено и рекомендовано. Выбор – за родителями.
Людмила Выртосу
Конечно, врождённые способности и наклонности существуют. Я вот в школе очень мучилась с алгеброй и математикой, совершенно ничего не получалось, а ведь я отличница по всем предметам, в детстве прочла кучу книг с задачами на логику и счёт. Но вот не моё — и всё.
Конечно же, детские врожденные способности нужно развивать, но не у всех родителей есть на это финансовые средства, желание и время. Очень часто, дети живущие в поселках, предоставлены сами себе и не получают должного развития, так как возить ребенка в бассейн или на тренировку нет времени у родителей. Вот и вырастает потом ребенок безынициативным, не реализовав свои возможности.