Казалось бы, такой живой, энергичный ребенок и вдруг на тебе – жалуется на скуку. Скучает в очереди к врачу, скучает, надевая башмаки, кушая кашу и даже в окружении любимых игрушек – парадокс!
А все дело в том, что ребенок не выносит состояние ожидания. Ребенок ноет, прыгает от нетерпения, даже плачет, ожидая на автобусной остановке, в очереди, для него непонятна однообразная обстановка, ограничение в движении. И совсем неправильно будет в таком случае «воспитывать» ребенка, ругать. Надо просто предпринять попытки облегчить для него это неприятное ожидание. А для этого позаботьтесь, чтобы с вами были постоянно небольшие игрушки, книжечки, разные интересные вещицы – брелок, фонарик, шарик, наклейки. Все это можно взять с собой, сложив в детский рюкзачок.
Также надо иметь в своем арсенале различные занятия-развлечения – словесную игру, мобильную забаву, загадки, тему для беседы. Чтобы не забыть их, можете составить список.
А вот в очереди к врачу ребенок может ныть и по другой причине, кроме скуки. Поймите его, поддержите, утешьте, покажите свою любовь к нему.
Ребенок также может скучать и из-за неинтересных дел, которыми он вынужден заниматься. И если период «Я сам» уже позади, самое интересное и увлекательное в личной практике уже познано, ему уже неинтересно кушать самому — он уже ведь умеет это делать! – неинтересно убирать за собой, одеваться самостоятельно… Тут «на сцену» выходите вы: посоревнуйтесь, кто быстрее оденется, придумайте другие интересные и увлекательные игры, которые прогонят скуку. Постарайтесь быть с ним рядом, разнообразя занятие, помогите ему слегка, подскажите в шутливой форме – тогда ребенку будет легче справиться с заданием.
Научите ребенка быстрее выполнять задание, чтобы оно не тянулось бесконечно. Можете рассказать ему, как вы поступали в детстве, когда вам было скучно, как вы боролись со скукой.
Понятно, когда ребенок скучает, выполняя неинтересное дело. Но многим родителям непонятно, как можно скучать, когда тебя окружают всевозможные игрушки. Родителям надо знать, что ребенка не всегда интересуют игрушки, они скорее узнали бы о том, чем занимаются родители дома. Пусть ребенок вместе с вами стирает, пылесосит, готовит еду. Это игра, но она сильно развивает ребенка.
А бывает, скука возникает из-за недостаточного внимания, неполноценного общения. А ведь как часто мы отсылаем детей, в стремлении отдохнуть! Ребенок отлично это чувствует. Научите его играть, конструировать, для начала, вместе с вами; напомните, какая у него есть интересная игра, красочно опишите ее – ребенка надо учить играть с игрушками.
Часто любящие родители водят ребенка с собой на всевозможные выставки, в театры, в музеи. Но не все дети понимают это, им становится скучно. А стоит лишь объяснить перед походом, куда и зачем вы собираетесь, что его ожидает…
Часто дети скучают в гостях, когда родители заняты взрослыми разговорами, лишив детишек внимания. Подумайте также об этом времени и подготовьтесь к нему.
Скука также возникает в тех случаях, когда чаду предлагаются для прослушивания либо для проделывания слишком сложные, непонятные, не по возрасту развлечения и задания. Сумейте такие моменты распознать и предупредить.
А еще можно допустить, что ребенок не скучает, а просто фантазирует, думает, мечтает, а может просто хочет побыть в тишине – ребенок растет…
Встречаюсь с таким поведением детей достаточно часто. Большое количество игрушек в детской комнате не является гарантией от скуки. Но это и понятно, ведь ребенку с его пытливым умом все время нужны новые впечатления. На помощь приходят наборы для детского творчества. Чем только я не занималась с детьми: мы лепили из теста, плели шнуры, нанизывали бусы, делали аппликации, шили, изготавливали гипсовые барельефы и делали гравюры. Хлопотно это, конечно, но зато могу честно похвастаться, что не усаживала детей перед экраном телевизора и не отвечала им: «Уйди, не мешай!»