Хорошие манеры прививаются с детства – эта истина бесспорна. Они, хорошие манеры, всегда пригодятся – в младшем возрасте, очень нужны они в подростковом возрасте, а вот о взрослой жизни и говорить не стоит. Они помогут правильно выйти из сложной ситуации, утихомирить слишком пылкий спор, расположить к себе, наладить коммуникацию и нужные отношения в нужном окружении.
А привить такие манеры можно в повседневной жизни, не особенно заостряя внимание на них. Как? А вот как!
Прежде всего, ваше поведение должно служить примером для ребенка. У некультурных родителей ребенок ну никак не может вырасти культурным!
Правила поведения прививаются в нужное, соответствующее время и соответствующем возрасте ребенка. От малыша мы никак не можем требовать степенной, спокойной прогулки без бега, в парке. Это правило будет им осознано и принято в более позднем возрасте. А пока пусть побегает – это его время.
Учите ребенка использовать волшебные слова «пожалуйста», «простите», «можно», «спасибо» и другие. Поощряйте их использование как только можете, показывайте свое удовольствие, когда слышите эти слова в исполнении вашего чада. Начинать обращать внимание на это надо после того, как ребенку исполнится год.
Контролируйте свою речь в присутствие малыша – они ведь так любят все повторять! Исключите из вашей речи ругательства, сленговые, оскорбительные слова.
Научите ребенка, как следует обращаться к взрослому – когда надо называть по имени-отчеству, когда на «Вы», когда на «Ты» и др.
Обращайтесь к правилам этикета как можно раньше – как пожимать руку взрослому или девочке, как вести себя в общественных местах, на публике. Скажите ребенку, что неприлично делать, и как нужно делать правильно то, что пока у него не получается. Научите его также, как надо разговаривать со взрослыми.
Не следует надолго затягивать разговор о поведении в случае, когда ребенок нарушил этикет. Сразу как это случилось, поговорите с ним об этом серьезно, укажите, где он ошибся, и как надо сделать правильно.
Вместе с ребенком или без него установите поощрения за правильное поведение. Поощрения не обязательно будут материальными, даже лучше, если не материальные. Систему поощрений можно систематически обновлять и дополнять.
В 6-7 лет ребенка надо начинать учить более сложным манерам – рассказать о приборах, научить пользоваться ножом и вилками, которые являются непременными атрибутами в ресторанах, в гостях.
Выберите и купите ребенку книгу по этикету. Пусть это будет современное красочное издание, небольшое по размерам. И пусть там будет самое основное, что потребуется ребенку в наши дни, в повседневной жизни. Классические знания этикета, которые надобны на высших приемах, ребенок, уже повзрослевший , усвоит сам, по мере надобности. А теперь ему важно усвоить азы правильного, грамотного поведения.
Старайтесь не корить, не ругать ребенка при посторонних, если он ненароком нарушил правила поведения. Спокойно скажите ему об этом и попросите больше не делать этого. Попозже, когда вы будете одни, обсудите с ребенком ситуацию, постарайтесь, чтобы ребенок понял свой проступок.
И помните, что повышенные тона, надменность, резкие слова и движения неуместны при обучении ребенка правилам этикета.
Людмила Выртосу