Сказки — настоящие уроки безопасности

Что сказки учат – бесспорно. Они учат многому, в том числе дают нашим малышам уроки безопасности.

Мама с детьми читают сказки

Была замечена такая закономерность: сказки для самых маленьких в основном имеют трагический конец – колобок съеден, от теремочка остаются одни обломки, от козлика – одни рожки да ножки. Сказки же для детей старшего возраста обычно более оптимистичны – главный герой всегда справляется с испытаниями, трудности делают его сильнее, а в конце обычно добрый молодец женится на принцессе, герои живут долго и счастливо.

В чем заключалась логика анонимного народного автора? Такое ощущение, что мораль направлена на взрослого, а не на ребенка – ведь он, родитель, в ответе за безопасность, за нормальный рост и развитие своего чада.

В сказке не надо ложиться на краю, не надо влезать в узкую цель (теремок), не надо открывать дверь незнакомым (серому волку), не надо оставлять детей одних дома без присмотра («Гуси-лебеди»), не надо уходить далеко от дома… Мотив в сказке часто повторяется многократно, в основном не навязывая, а скорее действуя на подсознание в адекватной форме. Да и сами сказки очень похожи на памятки, предостережения, наборы правил по безопасности, но в символической, образной форме.

Ребенок не понимает, что значит умереть, что значит быть съеденным, это для него еще не предмет для беспокойства. А вот по интонации, по ритму речи, которые вы меняете на протяжении сказки, он уже догадывается, какое из действий хорошо и какое плохо. Не все он осознает с первого раза, что-то откладывается у него в памяти и в подсознании, в том числе и предостережения, правила поведения и правила безопасности. То есть, испуга еще нет, он будет потом, когда-то, а правило уже усвоено. А то, что усвоено в детстве, как известно, запоминается на всю жизнь, ребенок с молоком мамы впитывает правила жизненной безопасности, знакомится с понятиями.

Банальная, общеизвестная с самых малых лет колыбельная песенка знакомит ребенка с понятием «край». Ребенок понимает, что за краем есть что-то неизведанное, чужое, и даже опасное, ведь там есть серенький волчок, про которого малыш знает, что его надо бояться. Он еще не осознает, что значит, что от козлика остались ножки да рожки, что по сути это гибель козлика. Но осознает, что там, за краем, куда запрещается ходить, его ожидает опасность. И что следует сделать (не ходить за край, оставаться на своей территории), чтобы избежать эту опасность.

Так же и колобку захотелось погулять самостоятельно. И что с ним произошло? Съела его коварная лиса. А ведь детки они те же самые колобки – нежные, свеженькие, наивные, доверчивые, любознательные и самонадеянные. И эта сказка прекрасно поможет им усвоить, что не надо безоглядно доверять чужим тетям и дядям, не надо слушать их сладкие речи, не надо следовать безоглядно за ними – там деток может подстерегать опасность. Вот чему учит сказка «Колобок».

А чтобы народное творчество было еще эффективнее, еще более поучительным, то задействуйте при сказывании сказок различные интонации, ритмы, темпы, комментарии, вопросы, различные жесты рукой, покачивания головой. Спросите его, почему убежал колобок, можно ли самому убегать в лес, покручиньтесь по поводу поступка колобка, покажите свое отношение к поступку междометием «ай-ай-ай!», обратите его внимание, что на пути колобка были и другие персонажи, а он доверился симпатичной, но хитрой лисе. Если ребенок еще не умеет отвечать на вопросы, делать выводы, можете сами дать ответ, сделать вывод.

Вы дождетесь, что и малыш ваш будет осуждать неадекватное поведение персонажей, будет давать оценку и учить героев сказок, как надо поступать, чтобы не попасть в беду. А это уже будет означать, что прочный фундамент безопасности ребенка вы заложили.

Людмила Выртосу

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *