В мае 1893 года в городе Новониколаевске появилась железнодорожная станция «Обь», в 1909 году она была переименована в «Новониколаевск». В годы советской власти было решено возвести новое здание вокзала, который получил название «Новосибирск-Главный». В эксплуатацию сооружение сдали только в 1939 году.
В процессе работы над зданием, проект много раз пересматривался и изменялся, и, в конечном итоге, предстал перед нами в виде мчащегося паровоза. Центральная часть сооружения выполнена как триумфальная арка, окружена пилястрами тосканского ордера и аттиком. Это дает возможность скрыть железобетонную конструкцию, представляющую собой главный кассовый зал.
Вокзал Главный является одним из самых внушительных как по размерам, так и по пассажиропотоку во всей России. Работает вокзал в местном, пригородном и в дальнем сообщении, что позволяет ему принимать около 16 миллионов пассажиров в год. Общая площадь здания около 29 тыс. м², что дает ему возможность одновременно вместить до 4 тысяч пассажиров.
На здании установлены две памятные доски, одна о посещении В. И. Ленином станции «Обь», другая об отправке жителей Сибири на фронт.
Как памятник истории на западной стороне вокзала стоит макет паровоза, носящий название «Проворный». Именно он работал в 1840 годах на знаменитой Царскосельской железной дороге.