Памятник труженикам тыла в годы ВОВ «Слеза» расположен на улице Депутатской на площади возле КВЦ «Губернский». Помимо основного монумента имеется две плиты. Одна кратко рассказывает о вкладе тыловиков в победу в ВОВ. Другая содержит информацию о спонсорах, инициаторах установки «Слезы».
Что представляет собой памятник?
Его заметно еще издалека. Мы видим две фигуры: женскую и детскую-юношескую. Взгляды обоих персонажей устремлены в даль. По задумке этот взгляд олицетворяет молитву. Женщина устало положила руку на плечо мальчика, в другой руке она держит пулеметную ленту.
Обе фигуры заключены в гигантскую слезу, олицетворяющую титанические усилия трудового народа, оставшегося в годы войны в тылу. Тыловики не участвовали лично в сражениях, но они сделали не меньше для победы.
Мое первое знакомство со «Слезой» состоялось ровно через год после его открытия в конце лета 2007 года. У меня не было цели найти его, я просто гуляла по городу, пытаясь его узнать. Конечно, внешний вид памятника не смог рассказать его истории, поэтому за ответами я обратилась к местным СМИ: газетам и интернет ресурсам.
И вот, что я знала.
Большое бронзовое изваяние (памятник весит более 10 тонн) стало данью памяти труженикам тыла, но и символом сплоченности современного поколения. Средства на воздвижение памятника собирали всем миром.
Также мне известно, что автором эскиза «Слезы» стала обычная жительница одного из провинциальных городков Костромской области Солигаличе — Руфия Симонова. Она стала победительницей народного конкурса на лучший эскиз памятника в честь тружеников тыла, объявленный в 2004. Руфия Симонова стала идейный вдохновителем для первого в стране памятника в честь тружеников тыла в форме слезы, а в жизнь идею воплотил Вадим Церковников, московский архитектор и создатель здешнего памятника Юрию Долгорукому.
Считается, что одним из прототипов образа женщины стала труженица тыла Евдокия Сергеева. Костромичка еще в первый год войны ушла на трудовой фронт добровольцем. На момент открытия памятника ей исполнилось 91 год.