Бытует мнение, что школа наших дней ничему умному не научит, кроме жестокости, наглости, зазнайства… Школу часто сравнивают с армией – в школах нередки ведь случаи типа «дедовщины». Унижают и обижают более скромных по самым разным причинам. И делают это не только дети, но, как это ни прискорбно, и учителя. Большое внимание обращается на благосостояние семьи ребенка – и учителями, и учащимися. Ребенка оценивают по критерию материального уровня семьи. Часто учителя бывают субъективными, чванливыми, бестактными самодурами, неважными знатоками своего предмета.
Преподаватели же в свою очередь говорят о нежелании молодого поколения учиться, об отношении к педагогам, как к обслуживающему персоналу, о бытующем мнении, что аттестат можно купить за деньги и в жизни устроиться лучше самого отличного отличника, о маленьких заработных платах… Жалуются родители на преподавателей, жалуются преподаватели на учащихся и их родителей.
А молодежь и в ус не дует – активно сопротивляется, впрочем, как и во все века, подтверждая наличие вечной проблемы «отцов и детей». Пропадает всякое желание что-то изменить. Есть родители, которые все же пытаются решить проблему, выбирая для своего чада престижные, навороченные школы. Мудро поступают те из них, которые выбирают школу не только по вышеназванным критериям, а выбирают школу, в которой бы их ребенок был бы душевно спокоен и уравновешен, где бы он чувствовал себя комфортно.
Но и это не всегда есть решение все же существующей проблемы. Поэтому некоторые родители стали обращаться к старой, но все же неплохой идее домашнего образования, ведь известно, что все новое это хорошо забытое старое. А суть такого образования в том, что учитель занимается на дому с одним или несколькими детьми одной возрастной категории. Упор делается в таком случае на индивидуальный подход в обучении.
В этом вопросе интересен опыт других стран, например, США. Там до 80 годов прошлого века не было, а даже запрещалось домашнее образование. Однако в последующие годы обучение на дому приобрело большой размах и получило должную оценку.
В чем приоритеты домашнего образования? Во-первых, качество образования дома выше, дети лучше и глубже воспринимают новую информацию в привычной обстановке, могут сконцентрироваться, нет стресса как такового. В домашнем обучении ребенок получает больше навыков самодисциплины, он становится более сознательным – он учится не ради оценки. К тому же такой ребенок не подвержен дурному влиянию со стороны сверстников (тут все же мнения психологов разделяются – многие выступают за воспитание ребенка в обществе себе подобных, чтобы ребенок мог приспособиться, привыкнуть к тому окружению, которое предстоит ему в жизни). А вот общаться с детьми ребенок мог бы на секциях, в кружках, художественной школе.
А ведь у нас есть закон, предусматривающий, что каждый из детей, а вернее из родителей, имеет право выбрать сам форму своего обучения. Надо написать заявление директору школы, которую вы выбрали, назвать причину, по которой вы хотите, чтобы ваш ребенок учился дома – по здоровью, по религиозным либо политическим взглядам. В случае, если директор не готов решить ваш вопрос, возможно тестирование ребенка специальной комиссией, которая разрешит вашему ребенку заниматься дома.
Далее заключается договор между школой и родителями: вы обязуетесь за качество обучения, а школа контролирует результаты. В конце полугодия или четверти ребенок экзаменуется. Экзамен покажет, способен ли ребенок обучаться дома, можно ли его переводить в следующий класс.
У ребенка, обучающегося на дому, есть те же льготы, что и у учащихся школ. В конце обучения он получает такой же аттестат, что и остальные учащиеся.
Людмила Выртосу
Иногда, насмотревшись на наши школы задумываюсь о домашнем образовании для своего ребенка. Было бы намного проще принимать решение, если бы домашнее обучение не было бы такой редкостью. В основном дома занимаются те, кому не позволяет здоровье, а на всех остальных смотрят косо. Но если бы такая практика была бы распространена — наверное я бы перевела сына на домашнее обучение.