К 5-6 годам вы уверенно отмечаете, что ваш ребенок заметно подрос, интеллектуально развит для своего возраста. Вот только речь его еще оставлять желать лучшего – невнятность речи, да и «Р» еще не четко произносится.
Следует с самого начала отметить, что если в 3-4 года ваш малыш еще не произносит «Р», это не беда. Не стоит его терроризировать, заставляя часто произносить слова с этой буквой, не переживайте и не нервничайте сами по этому поводу. Этот звук появляется в речи малыша до 5-6 лет – не напрасно его называют поздним звуком. Если же ваш педиатр заметил какие-либо отклонения в устройстве артикуляционного аппарата, то он вам и порекомендует логопеда.
А родителям, которые очень переживают по этому поводу, мы может порекомендовать следующие упражнения, которые они смогут проделывать вместе с ребенком, играючи.
Упражнения для подготовки.
• Набрать воздух в легкие и с силой подуть, чтобы губы вибрировали. При этом включите голос.
• Язык широко распластан, просунуть его мeжду зубами. В такой позиции проделывается предыдущее упражнение, язык вынуждают вибрировать. Губы и язык не напрягают. Ладошку поднесите ко роту – вы почувствуете резкую и холодную струю воздуха.
• Вместе с ребенком можно поцокать, пощелкать языком. Щелкайте так, чтобы язык присасывался сильно, на короткое время, к небу, а затем резко отводился бы вниз. При этом нижняя челюсть остается неподвижной.
• Растяните до предела «уздечку», подняв язык к небу. Так держать язык, пока не потечет слюна.
А вот еще примеры артикуляционных упражнений.
Упражнение «Качели». Рот открывается в улыбке, провести кончиком языка с одной стороны рта в другую. Нижняя челюсть в это время не двигается.
Упражнение «Маляр». Открывается рот в улыбке. Гладим кончиком языка небо – от зубов, к горлу.
Упражнение «Чистим зубы». Открывается рот в улыбке. Кончиком языка чистим зубы с внутренней стороны, только верхние.
По аналогии проводится и следующее упражнение «Счет верхних зубов» — кончиком языка зубы считают, оставляя неподвижной нижнюю челюсть.
Упражнение «Гармошка». Открыть рот в улыбке. Широкий язык присосите к небу. Язык не отрывать, рот открывается и закрывается.
Упражнение «Барабан». Открыть рот в улыбке. Звук «д-д-д» произнести многократно. Рот не закрывать, язык упереть в верхние зубы.
Упражнение «Комарик». Рот открыть в улыбке. Язык поднимаете за верхние зубы, в это время произносится длительный «З».
А теперь упражнения на правильную установку для произнесения «р».
• Поднимите кончик языка к небу, бока языка прижаты к коренным зубам (верхним). Через трубочку языка выдыхается воздух, кончик языка при этом должен вибрировать.
• Открыть губы, разомкнуть зубы, поднесите ладонь ко рту и ощутите на ней сильную струю воздуха – получается звонкий звук.
Затем стоит провести упражнения по постановке звука. Пусть ребенок копирует вас, находя самостоятельно путь к правильному произношению. А еще можно установить звук при помощи зонда или шпателя, а также можно употребить оба предмета.
Есть еще серия упражнений, которые можно делать для постановки звука «Р» — это работа не на месяц. Не стоит расстраиваться тогда, когда не сразу получается. И если ваши упорные усилия все же не дают ожидаемых результатов, то попробуйте обратиться к логопеду.
Людмила Выртосу