Японец Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» утверждает и доказывает, что основное развитие ребенка приходится на период с рождения до трех лет. Автор приводит множество аргументов в подтверждение этой идеи, которая не вызывает сомнений.
Мы же хотим привести некоторые конкретные идеи, как это сделать, реализовать на практике и в различных областях.
Для развития речи крохи вы должны будете приложить немало усилий именно в том плане, что сами должны говорить очень много. Все время описывайте и комментируйте ваши действия, чувства, рассказывайте все, что видите, что слышите, что чувствуете. Да, это утомительно, но придется преодолеть свою лень и некоторое время побыть в роли попугая. Например, вы убираете в доме, а ребенок крутится рядом. Вы ему говорите: «Мама убрала твои вещи в шкаф, чтобы у нас был порядок. А теперь мама берет пылесос, включает его и пылесосит. Пылесос гудит и втягивает пыль». Это поможет вашему ребенку раньше начать говорить.
Не сюсюкайте с ребенком и не говорите на его языке. Говорите нормально, как со взрослым, называйте машину машиной, а не «би-би», спать, а не «лю-лю» и др.
Говорите словосочетаниями, фразами, не останавливайтесь только на словах. Если ребенок допускает ошибки в речи, не повторяйте за ним ошибочный вариант, а выдавайте сразу правильную форму.
Для того, чтобы ребенок распознавал опасности, которые его подстерегают, тоже старайтесь говорить ему об этом. Например, вы с ним переходите дорогу. Прокомментируйте это действие примерно так: «Мы с тобой перейдем сейчас дорогу. Тут опасно. Тут едет много машин. А машина может наехать на человека, даже задавить его, а это очень больно, человек даже может умереть от этого». Да, понятно, что это надоедает – все время говорить, вы сами можете показаться себе занудой, которая все время талдычит одно и то же, но результаты того стоят. Или же, ставите чашку с чаем на стол и каждый раз предупреждаете: «Горячо, видишь, идет пар, это опасно, можно обжечься».
С раннего детства можно научить своего ребенка, чтобы он помогал вам по дому, чтобы потом не удивляться – откуда такая белоручка в нашей семье, вроде бы не было у нас никогда таких, которые даже посуду не хотят помыть. Как только ребенок начинает понимать некоторые слова, учите его принести-унести какой-либо предмет: игрушку, чашку, кофточку. Знаю малышей, которые относили в мусорное ведро свой использованный памперс (конечно, хорошо упакованный). Для них это игра, которая перейдет в привычку помогать.
А вот учить его собирать свои игрушки непременно надо до трех лет, несмотря на то, что легче и быстрей самой все убрать. Можно начать с совместного действия, довести затем это до самостоятельности, по его инициативе. И не уставайте хвалить его: «Ты моя помощница, ты моя умница!»
Учите ребенка, как играть и общаться с другими детьми, делиться игрушками и вкусняшками. Все они не умеют делать это, чувство собственника преобладает, но вы должны терпеливо и настойчиво его этому учить.
Не бегите к ребенку по его первому требованию, конечно, кроме случаев, когда надо его посадить на горшок или ему угрожает опасность. Надо объяснить ребенку, что кроме него у вас есть и другая работа, вот вы доделаете на кухне что-то, а потом займетесь им. Более того, ребенок должен уметь играть и сам — это полезно для его интеллектуального развития.
Важно научить ребенка не читать и писать рано, а рано научить его разбираться в жизни.
В детских садиках детки обычно быстрее постигают разные науки, на которые у мам, почему-то часто не хватает времени и желания. Плохо, если ребенок попадается в сборную группу, где дети разных возрастов. Там, как правило, хорошему научиться нечему.
Удобно, что в России как раз ребенок до 3 лет с мамой, которая уделит ему столько внимания, сколько требуется, а не с посторонней теткой в садике, у которой таких деток не один десяток, и каждым по-отдельности не будешь заниматься — просто физически не справиться.