Что такое тайм-аут
Ребенок должен научиться чувствовать границу дозволенности, после которой следует сотрудничество со взрослыми.
Психологи предлагают попробовать тайм-ауты вместо наказания, а не для того, чтобы пригрозить, наказать. Тайм-аут помогает ребенку контролировать свое поведение, сдерживать свои эмоции. А ведь не секрет, что не все взрослые могут это сделать. Свидетельством того, что в наши дни взрослые не всегда контролируют свои эмоции, служат многочисленные сцены домашнего насилия, которыми кишит пресса как наша, так и западная.
Метод тайм-аута очень хорошо описан в книге Джона Грея «Дети с небес».
Чувства вообще надо питать, обогащать, воспитывать, обуздывать, чтобы избежать конфликтов, насилия. Следует уметь в нужный момент взять тайм-аут, чтобы остыть, и все хорошо взвесить. Взрослый способен понять, когда наступает такой момент, ребенка же надо научить распознавать такие моменты и остановиться – взять тайм-аут. Такую практику следует внедрять с девяти-десяти лет, а то и раньше.
Когда взрослый не может обуздать свои эмоции, он невольно передает это чувство и ребенку. Тайм-аут поможет в таком случае обоим.
Что же происходит во время тайм-аута? Во-первых, ребенок получает возможность проявить сопротивление вам, ребенок переживает свои эмоции, чувствует их, а не выражает. В такой момент он особенно чувствует необходимость любви со стороны родителя, необходимость поддержки и руководства с его стороны. Это впоследствии рождает желание сотрудничества.
Тайм-аут, по сути, это такая ситуация, когда ребенок заперт взрослым один в комнате. Естественно, что он сопротивляется в таком случае, он воспринимает себя покинутым, но, в то же время, он чувствует, что за дверью есть мама или папа. Вначале ребенок сопротивляется, потом он привыкает к тайм-аутам и уже не стремится вырваться из комнаты. Рекомендуется держать ребенка в такой комнате по столько минут, сколько ему лет. Когда ребенок боится, стоит сказать ему, что осталось еще две минуты, и вы его выпустите. Такие ситуации стоит преподносить ребенку, начиная с двух лет. Они действенны где-то лет до четырнадцати.
Родители с недоверием воспринимают этот метод, пока не убеждаются, что он довольно эффективен. Ребенку, в случае необходимости следует объяснить, что тайм-аут нужен для того, чтобы ему возобновить контроль за своими действиями. Не вдавайтесь в подробности, что это время дано, чтобы он подумал и понял свою ошибку – это неправильно и даже бесполезно. Эмоции, которые его охватят в такой ситуации, достаточны для того, чтобы он вновь оказался под контролем взрослого.
Родители зачастую используют метод объяснения ребенку – что он сделал хорошо и что плохо. Но это чревато таким последствием, как чувство вины у ребенка. А метод тайм-аута учит ребенка определенным моделям поведения, помогает ему наладить сотрудничество с родителем. Во время сотрудничества ребенок на ходу усваивает, что хорошо, а что плохо, что было сделано правильно, а что неправильно. И тогда отпадает необходимость говорить и рассказывать ребенку, что плохо и что хорошо.
Правильно проводите тайм-аут
С самого начала надо отметить, что тайм-ауты дают результат только при их правильном проведении. Авторы метода анализируют типичные ошибки, которые допускаются родителями в таких случаях.
Тайм-ауты неэффективны без других методов и приемов положительного воспитания. Поэтому и не рекомендуется использовать только тайм-аут в чистом виде. И вообще, этот новый метод рекомендуется использовать только в самых острых ситуациях, в крайних случаях. Следует использовать много других методов и приемов для всестороннего развития ребенка, для проявления его воли к сотрудничеству. Ребенок должен чувствовать необходимость и других потребностей, кроме желания выйти за рамки, за пределы ограничений, которые, в свою очередь, требуют тайм-аут.
Одна из самых распространенных ошибок в применении нового метода – недостаточное количество тайм-аутов (а ведь есть и родители, которые используют этот метод довольно часто, а может, и слишком часто).
При недостаточном количестве тайм-аутов возможны такие ситуации, когда ребенок вообще не слушает родителя (мама просит ребенка не разбрасывать кубики, а он смеется в лицо и продолжает это делать) – это типичные ситуации. Назначьте ребенку большее количество тайм-аутов – так вы сможете взять контроль над ситуацией в свои руки. Ведь известно, что ребенок игнорирует требования взрослого, когда нет контроля над ним. Тогда вы решитесь, и просто возьмите его на руки и отнесите в соседнюю комнату – пусть он побудет в тайм-ауте.
Другая распространенная ошибка при назначении тайм-аута — разочарование в этом методе в случае, когда ребенок на следующий день опять выходит из-под контроля. Не надо заблуждаться, полагая, что в результате проведения метода, ребенок станет шелковым, и вообще никогда и ни при каких обстоятельствах не будет сопротивляться, а только будет сотрудничать. Ведь цель метода – не сломанная воля ребенка, а наоборот, укрепление его воли и осознание ребенком необходимости сотрудничать с взрослым. Ведь для детей характерно сопротивление. Активным детям почаще давайте тайм-ауты, особенно мальчикам. А большое их количество — совсем не показатель того, что этот метод не действует, что у вас неправильная методика воспитания. Дети ведь разные – одному достаточен простой взгляд со стороны родителя, а для другого и несколько тайм-аутов мало.
Другое заблуждение родителей – они полагают, что ребенок будет сидеть тихо, успокоится во время тайм-аута. А ребенок в это время как раз имеет возможность сопротивляться, он отпускает негативные эмоции и убеждается в том, что ему надо успокоиться – в этом и есть суть и цель тайм-аута. Ему надо ощутить негативные эмоции и отпустить их.
И еще – никогда не используйте тайм-аут как наказание. Ведь всем известно, что воспитание, основанное на страхе, содержит так называемый сдерживающий фактор – само наказание. И угрожать тайм-аутом не надо – это по сути угроза, которая сводит на нет ваши воспитательные попытки. Да и не современны уже угрозы, в наши дни они воспринимаются, как пережиток. Угроза и наказание рождают в свою очередь сопротивление. Не надо угрожать тайм-аутом, а просто возьмите и проведите его в момент, когда вы считаете, что время достаточное для выполнения вашей просьбы истекло.
Людмила Выртосу
У нас в саду в качестве «наказания» непослушного ребенка высаживали на стульчик. Во время игры, во время занятия. Если ребенок переставал слушать воспитателя, то его просто в сторонке просили посидеть на стульчике подумать о своем поведении. Детей это хорошо отрезвляло.
Тайм-аут — это отличная альтернатива наказанию. Много раз замечала на своем опыте, что ребенок после того, как сам посидит в комнате и успокоится, выходит гораздо послушнее и спокойнее. Прочитав статью, поняла, что допускала немало ошибок, когда практиковала метод тайм-аута. Теперь немного изменю свое поведение по отношению к ребенку.